Хайп на экологии

Давно имею отношение к экологии (точнее – к охране окружающей среды). За эти десятилетия наблюдал разное отношение к теме. Когда-то, в конце 80-х – начале 90-х, экологические споры решали судьбу страны и создавали авторитетов. Даже Ельцин, в период своей опалы, использовал защиту Катуни и поворот сибирских рек в своём продвижении, – я сам слушал его зажигательные речи, записанные на кассету. Уж не говорю про войну со строительством мусоросжигательного завода и завода офсетных красок в Омске в 89-90, победу в которой одержали экологи (те, кто был против этих технологических чудовищ). Затем наступили «лихие 90-е», которые как раз для экологов были годами процветания и укрепления. Делались реальные проекты (именно тогда у нас был создан полигон по промотходам и в Омске нет проблемы с промышленными отходами до сих пор), создавались охраняемые территории, писалась Красная книга, внедрялся экономический механизм природопользования, оценивалось влияние окружающей среды на здоровье людей, вводились курсы экологии в школах и вузах… Но продолжалось это недолго.

В 2000 году одним из первых решений нового президента страны государственный орган управления по охране окружающей среды был ликвидирован и наступили времена постепенного угасания интереса, вплоть до практического забвения для охраны окружающей среды. Что-то делалось, но постепенно отменялись достижения 90-х. В двухтысячные и двухтысячнодесятые годы меня всё больше и больше ругали «ответственные лица» за излишнюю озабоченность состоянием экологии Омска, уверяли, что всё идёт хорошо – показатели улучшаются, Омск из худших городов превращается в лидера по экологическому благополучию…

Но закончилось это всё плачевно – у нас меркаптан дал себя узнать, в подмосковье уже стреляют по тем, кто не хочет закрывать мусорный полигон. Началась «эпоха экологизации» политических проблем. Вот и президент, когда-то закрывший государственный орган по охране окружающей среды, выделяет экологическую проблему в качестве основной, Омск снова засветился среди самых неблагополучных территорий, экологическая тематика становится одной из самой востребованной в сми и телеграме.

Но радоваться пока нечему. Кроме слов, очень мало реальных дел и совершенно нет стратегии выхода из неблагополучной ситуации. Конечно, призывы президента вынудят перестроить «вертикаль власти» и какие-то экологические улучшения наступят, но сейчас используется вся эта активизация темы, на мой взгляд, для каких-то клановых разборок. Как писал классик – «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…», но не является ли очередная битва, в которую ввязываются всё больше и больше людей, стремлением прикоснуться к хайпонесущей струе? Есть хоть процент (или два) желания действительно улучшить ситуацию в Омске? Нет у меня ответа на этот вопрос. Пока я не могу понять истинных причин интереса к теме, так как объективных аргументов не очень много. Да, есть какие-то цифры и обвинения, допускаю, что есть и отклонения от требований природоохранного законодательства. Но тогда надо обсуждать именно это, а не переходить на личности с припоминанием фактов, не относящихся к сути проблемы, запуская процесс «борьбы за власть», а не заботу о здоровье населения. Создаётся впечатление, что про возможное загрязнение воздуха, воды, почвы уже все забыли и переключились на политическую разборку. А как же экология? «Был ли мальчик?», как говорится.

Лично моя позиция такая: ситуация в Омске с атмосферным воздухом катастрофическая. Связано это в большей степени с влиянием крупных предприятий и загрязнением от автотранспорта. С предприятиями, кстати, достаточно легко разобраться: начать нормально контролировать и регулировать, – надо только захотеть. А вот с автотранспортом проблем побольше. Решить их быстро и показательно, как с предприятиями, практически невозможно, следовательно результата в ближайшее время не получишь. Да и конкретного виновника с его личной историей, местом в политической тусовке и возможностью «откусить свой кусочек от пирога» не найти. Может именно поэтому тема загрязнения от автотранспорта практически не проходит в сми? Нет быстрого хайпа – нет публикаций.

PS
Кстати, автотранспорт, помимо загрязнения воздуха, создаёт и грязь в нашем городе. А вот эта проблема как раз имеет конкретного ответственного — муниципалитет, который при новом мэре-хозяйке, как то умалчивает о своей обязанность не только убирать грязь с дорог, но и защищать тротуары и газоны от парковок. Чего проще, если нет денег на нормальные бордюры, так хоть столбики вбейте вдоль дорог и проездов — и не будет столько грязи.

PSS
Уже после опубликования текста в телеграме (https://t.me/kostarev) появляются упрёки меня в том, что я мешал организовать полезные для экологии инициативы, что я неверно оцениваю вклад каждого пишущего в охрану природы… Друзья, мой пост не про то, кто и сколько внёс вклада в охрану окружающей среды. Я про то, что надо говорить об экологии и охранять природу, а не перемывать друг другу кости.