Первые шаги мэра Омска

Поделиться

Омск долгое время живёт вне разумных стратегий и планов и как результат мы получили нищий бюджет, развал городского хозяйства и городских чиновников, жалующихся на низкую ежемесячную зарплату в несколько сот тысяч рублей.

Так жить дальше нельзя!

Но у Омска уже есть видение «Омск – это дом» и разработан Мастер-план (стратегия) как этого достичь. В стратегии есть и первые шаги для нового мэра. Этим путём я и пойду, запустив параллельно несколько процессов.

1. Полный реинжиниринг чиновничьей структуры Омска.
Есть законодательство и нормативно-правовые документы, определяющие полномочия и права, которые должна выполнять городская власть. Надо их прописать в виде современных бизнес-процессов, чтобы было ясно, кто что должен делать, нужно ли это, каким образом горожане участвуют в этом процессе. Нужно срочно перестроить систему управления муниципалитетом. Я уверен, что она сократится в разы, но при этом количество выполняемых функций не уменьшится, а качество их выполнения повысится. Подобный реинжиниринг в сфере бизнеса даёт экономию ресурсов на 30-40%, а в муниципальной системе цифры будут ещё больше. Опыт реинжиниринга и внедрения информационных систем в государственную и муниципальную власть у меня есть. И опыт успешный.

2. Увеличение бюджета на содержание и развитие города.
Нам постоянно говорят, что бюджет маленький и потому Омск ничего не может делать сверх того, что есть сейчас. И при этом городской начальник по финансам объявляет, что мы получаем всего 5% от собираемых на территории города налогов. Ну так надо требовать, чтобы этот процент был больше, хотя бы такой же как у наших соседей. Именно этим мэр и должен заниматься.

Ещё одним источником для развития города являются федеральные программы. Надо в них участвовать – это же очевидно. Но чиновники всеми правдами и неправдами избегают этого, фактически отказываясь от государственных денег. Бояться того, что за полученные деньги нужно будет отчитываться? Странная позиция для тех, кто взял на себя ответственность за города. Например, несколько лет назад правительство Омской области настоятельно предлагало Омску создать систему общественного транспорта на сжиженном газе. Были инвесторы, была программа, оставалось найти место для одной-двух специальных заправок и мы бы сейчас пользовались современными большими автобусами на экологичном топливе, а не закупали бы для миллионного города сельские ПАЗики. Но городская администрация «замотала» инициативу.

Ещё в экономике нужно больше свободы и честности. Следует полностью исключить возможность коррупции и кумовства. Это несложно при тотальном контроле горожан. Они должны видеть, куда идут деньги из бюджета. А чиновникам нужно запретить выдавать премии, пока ситуация в городе заметно не улучшится. Считаю, что как минимум на год надо объявить мораторий на все премии руководству города, начальникам департаментов и служб. Пусть сначала докажут свою состоятельность.

Нужно стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, потому что налоговые отчисления крупных предприятий уходят в бюджет Омской области либо в федеральный бюджет, а в городе ничего не остается. Городской бюджет будет наполняться, если у нас будут большие зарплаты. Кроме традиционных, для Омска перспективными направлениями являются айти-компании и бизнес по развитию и обслуживанию пригородных территорий. Надо отказываться от массовой и точечной застройки в центре города, понижать разрешённую этажность для жилья и развивать город в ширину. Создание комфортных пригородных поселений, которых у нас сейчас нет, – это задача города. Он должен обеспечить транспортную доступность и хорошие дороги в пригороды. Вокруг них начнут образовываться малые поселения, которые дадут рабочие места и строителям, и обслуживающему персоналу, и небольшим управляющим компаниям. А дополнительными инвесторами станут «люди с севера», которые с удовольствием переехали бы в Омск в 45-50 лет, потому что здесь и климат лучше, и высокий уровень развития культуры, а не хватает только доступа к современным сервисам повседневной жизни.

Сейчас сотни миллионов тратятся на проекты, которые никому не нужны (300-400 млн. рублей на поддержание ненужной плотины в год, например), и в то же время не находятся несколько сот тысяч рублей на такие первоочередные задачи, как чистка снега. В Омске потратили и продолжаем тратить миллиарды рублей на гранит в центре города, хотя можно было бы вместо него положить более дешевый материал, а за эти средства купить технику для ухода за территорией. Еще бы остались деньги на организацию трамвайного сообщения во всем городе. В Омске, имеющем сложную структуру общественного транспорта, легкорельсовый или скоростной трамвай избавил бы омичей от пробок.

3. Внедрение общественного участия.
Чтобы городская система нормально функционировала и люди чувствовали себя жителями города, а не придатком для чиновничества, я организую процедуру, которая называется общественное участие. Это когда активные люди включены в процесс развития, строительства города и, главное, контроля за чиновниками, которые, на самом деле, не государевы слуги, а наши с вами, и обязаны выполнять задания горожан. Такие технологии мною предлагались всем предыдущим мэрам, начиная с Рощупкина, и мы их внедряли, но два последних мэра вдруг решили, что они умнее людей и перестали слушать «глас народа», полагаясь на свой «ближний круг». Зря. Многих проблем можно было избежать.

Помните, в каком ужасном состоянии были дороги в нашем городе к весне 2016 года? И ведь ни один чиновник не бил тревогу и не требовал от Федерации денег – только говорили нам, что денег нет. А омичи не смолчали, собрали более 50 тысяч подписей под петицией, отправили тысячи писем президенту, запустили ролик об омских дорогах, набравший три сотни тысяч просмотров, устраивали пикеты, флешмобы с ремонтированием дорог, да ещё в добавок и самый крупный митинг за дороги собрали… И не устояла государственная машина, дала денег на ремонт дорог. Значит можно даже в нашей системе получать необходимое. Только не стоит бояться и надо требовать.

Так вот, общественное участие предусматривает смену источника требований к городу, от хотелок чиновников и кланов мы должны перейти к реализации желаний омичей. И помимо уже применяемых процедур, я введу в обязанности каждого чиновника, возглавляющего любую организационную структуру администрации (от начальника сектора до мэра), как минимум раз в неделю обходить закреплённую за ним территорию города и разговаривать с жителями, чтобы выяснить конкретные проблемы каждого двора на месте, а не принимая несколько человек в чиновничьем кабинете по записи.

4. Создание комфортной среды.
Также в городе нужно решить проблему озеленения и пространственного комфорта. Нам говорят, что ежегодно высаживают десятки тысяч деревьев и кустарников, но это неправда, и уже несколько лет вице-мэр (а теперь ио мэра) так и не предоставил нам сведения о местах и количестве новых деревьев, которые компенсируют вырубленные. Но за счёт компенсационного озеленения, которого мы не видим, можно в короткий срок озеленить и благоустроить все наши пустующие территории.

Есть и другие важные направления деятельности, которые разработаны и запланированы в мастер-плане. Нужна только воля, которая их реализует. Воля нового Мэра Омска.