Про маршрутки и не только (из былого)

Поделиться

Пост написан почти четыре года назад, а проблемы у города всё те же. Пора перечитать.

Цену на проезд подняли, и это вызвало шквал недовольства, а меня ещё раз убедило, что большинство людей живёт сегодняшним днём и не думает ни о прошлом, ни о будущем. Причём живёт как-то злобно. Стоит высказать своё сугубо личное мнение, на которое каждый имеет право, как сразу ругают, обзывают, стремятся унизить… Зачем? Наверное комплексы срабатывают или защитная реакция, если мнение отличается, ну так не конструктивно это. Вот и этот текст я решил написать после очередного «наезда» в, казалось бы, невинном обсуждении спора недели по вопросам стоимости за проезд в маршрутках. Именно там посоветовали мне не заниматься этим вопросам, а сосредоточится на антикремниевой тематике, которую я якобы качаю. Решил совету анонимных доброхотов не следовать.

Стоит заметить, что вопросами транспорта, а точнее городского транспорта и транспортных сетей, я занимаюсь значительно дольше, чем проблемами опасных производств, так как ещё в бытность аспирантом Томского университета обучался на специальности «математическая кибернетика», как раз той, где основными вопросами являлись проблемы массового обслуживания и оптимизации сетей. Да и потом, уже в 90-е и 2000-е годы участвовал в оценке состояния города и разработке стратегии развития, в том числе и транспорта. Кстати, ещё в конце 90-х силами учёных СибАДИ, Института математики СО РАН и Госкомэкологии Омской области была создана уникальная нейронная модель транспортной сети нашего города, основанная на натурных замерах, с оценкой и прогнозом влияния автотранспорта на здоровье населения. К сожалению органы власти не любят науку и научные обоснования, а предпочитают свою, только им понятную, логику, поэтому все рекомендации были проигнорированы, а система транспорта развивается так, как не надо было бы. Вот и стоим мы в пробках, и качество общественного транспорта не идеальное, а теперь ещё и цены подскочили.

Сразу скажу, что я не сторонник жёсткого регулирования цен, я за их нормальное рыночное формирование. То есть такое, когда стоимость поездки определяется справедливой конкуренцией: нет монополий, сговоров, избыточных затрат и т.д. Всего того, что так любит наше российское государство, но при этом абсолютно не обеспечивает своим контролем безопасность людей и высокое качество услуг. Кстати, я и на протестные акции по поводу ограничения тарифов на общественный транспорт не ходил, и не потому, что не смог, а потому, что считаю это абсолютно бессмысленным. Зачем протестовать против следствий, если причины не искоренены? А в чём причины, что нам надо ждать и делать? Вот об этом и хочу поговорить, надеясь на конструктивную дискуссию, а не на очередную «разборку». Мы ведь с вами в одном городе живём, одним транспортом пользуемся, так давайте обсуждать и думать о том, как нам вместе здесь жить.

Конечно, «неожиданный» скачок цены на проезд почти в полтора раза – это очень неприятно и ударит по кошельку всех горожан. Но позвольте спросить – а что, разве не ясно было, что цена увеличится, и что сдерживают её исключительно из-за выборов в горсовет и нового мэра? Потому и скакнула так сильно, что уже все сроки естественного повышения пропущены. Да, всегда хочется подешевле, потому что мы живём в нищей стране, за исключением нескольких процентов богачей, которые общественным транспортом не пользуются. Но чудес не бывает. Транспорт – это одна из самых дорогих услуг современной цивилизации, и против этого не существует никаких молитв.
Но и просто смотреть на то, как задирают цены, тоже не стоит. Ведь должна же быть совокупная выгода всем: предпринимателям – прибыль, достаточная для развития, чиновникам – порядок на дорогах и отсутствие жалоб на плохую работу транспорта, горожанам – безопасность, бесперебойный и комфортный транспорт. Согласовать эти интересы можно, да и согласовывают в нормальных странах, где никто не доминирует при организации совместной жизни, но, конечно, простых решений не найти.

Постараюсь коротко изложить своё видение решения проблемы транспорта в Омске, не претендуя на всеохватность и детальность.

Выделю три «болевые точки»: маршрутки, цена за проезд, комфорт в общественном транспорте.

Маршрутки. Считаю, что при всех кажущихся положительных моментах, маршрутка, в том виде как это сложилось в Омске, – это временный способ обеспечения транспортных услуг. Да, они перевозят сейчас много людей, да, они перемещаются быстрее и останавливаются где попало, но они же являются и реальным источником пробок на дорогах. Не единственным, но существенным фактором. Вот очень наглядная иллюстрация из стратегии Международной ассоциации по общественному транспорту (UITP).

2013-01-11-1

Видно, что замена небольших маршруток автобусами в разы повысит пропускную способность дорог. Конечно, нельзя взять и запретить использование «Газелей». Пусть будут. Но надо развивать общественный транспорт, а для этого нужна понятная, ясная, а самое главное, принятая горожанами, программа развития общественного транспорта.

Цена за проезд. То, что у нас творится с ценообразованием не поддаётся рациональному объяснению. Итог – абсолютно все недовольны. Перевозчики тем, что им не хватает денег на обновление парка, администрация тем, что ей не хватает денег для развития инфраструктуры, а горожане кроме возмущения ценой, ещё и качеством услуг недовольны. Возникает риторический вопрос: если все недовольны, то кто же выгоду получает? Очевидного простого решения этой проблемы не видно, но, на мой взгляд, выход надо искать в справедливом ценообразовании. А обеспечить справедливость может немонополизированный рынок. Надо бы администрации раздробить владельцев маршрутами так, чтобы на одном маршруте действовали несколько перевозчиков, и заключать договор на основе открытого тендера. И, конечно, контролировать соблюдение необходимых требований к безопасности и комфорту. Вот тогда и может сформироваться справедливая цена. Возможно она и больше окажется, чем сейчас, но хоть недовольных меньше будет.

Комфорт и безопасность. А уж здесь нам надо понимать, что быстро ничего не случится. Пройдёт много времени, возможно годы, пока станет у нас также хорошо с транспортом, как в Японии. Швеции или Нидерландах, когда автобусы, троллейбусы, трамваи и другие виды общественного транспорта будут ходить по расписанию минута в минуту, когда будет хватать мест и не надо будем штурмовать двери в часы пик. Но начинать надо сейчас. Понять, что старик Хоттабыч к нам не прилетит и не подарит ковёр-самолёт. Понять, что нам надо заставить администрацию действительно решать перспективную задачу, а не по сусекам скрести. Только тогда можно надеяться на будущее Омска.

Источник